-->

Читайте в блоге...

суббота, 15 декабря 2012 г.

Педсовет "Современные образовательные технологии в ДОУ как средство реализации ФГТ"





11 декабря 2012 года в детском саду прошел педсовет на актуальную на сегодняшний день тему, которая выбрана согласно требованиям, предъявляемым к современным дошкольным образовательным учреждениям.
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГТ. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические методики и технологии обучения. 
В настоящее время каждым учреждением самостоятельно разрабатывается Образовательная программа дошкольного учреждения, что соответствует требованию ст.14 Федерального закона «Об образовании». Однако при разработке программ необходимо руководствоваться требованиями указного закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и ФГТ.
Образовательная программа дошкольного учреждения является одним из главных нормативных документов учреждения. На основании данной программы и Устава осуществляется получение лицензии, аккредитации, аттестации, а также организация дополнительных образовательных услуг.
В современном дошкольном образовании указанная программа рассматривается в качестве нормативно-управленческого документа, цель  программы дошкольного образования – это мотивированное обоснование выбора общеобразовательной программы и содержания воспитательного процесса. Программа дошкольного воспитания в детском саду должна четко и доступно описывать особенности воспитательно-образовательной системы учреждения, а также набор образовательных услуг, представляющих интерес для законных представителей детей (родителей).
Как правило, с образовательной программой учреждения можно ознакомиться на сайте дошкольного образования.
Методическое обеспечение образовательного процесса выстроено в системе:
нами используется примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Данная программа дополнена парциальными программами, методиками посредством перспективных планов и интегрированных занятий.
Если программа дошкольного образования формулирует цели и задачи воспитания, то методики и технологии направлены на достижение этих целей.
Каждое образовательное учреждение выбирает существующие методики и технологии дошкольного образования и разрабатывает собственные.
Термин «технология» - произошло от греческого  слова - это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки материалов, сырья.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Мы с вами в лексике педагогов употребляем 2 термина: методика и технология.
Необходимо отметить, что понятия методика и технология дошкольного образования нельзя путать. Традиционно в педагогике выделяют определенные составляющие, рассматриваемые отдельно друг от друга.
Так существуют различные методики и технологии физического развития, методики формирования элементарных математических представлений, методики речевого развития и прочее.
Методики и технологии дошкольного образования предназначены для того, чтобы обеспечить комплексный воспитательный процесс ребенка.
Отличие технологии от методики дошкольного образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности технологий дошкольного образования является их практическое происхождение.
То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.
Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы.
 Например, популярными среди российских детских садов являются методики Монтессори, Никитиных, Домана, Дьенеша (которую мы применяем в практике нашего ДОУ). Информацию о применяемых методиках и их особенностях можно найти на сайтах дошкольного образования, который сегодня есть практически у каждого детсада.
Классификация педагогических технологий
Существует классификация педагогических технологий, с которой мы с Вами уже знакомы (приложение №1). Пояснения к каждой технологии изложены на стенде «Методическая работа».
___________________________________________________________________
Приложение №1
Образовательные технологии:
Личностно-ориентированные технологии (самостоятельными направлениями здесь выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания); 
 Технологии проблемного обучения;
Технология поэтапного формирования умственных действий;
Игровые технологии;
Развивающие технологии;
Технологии проектной деятельности;
Технологии коллективного обучения;
Здоровьесберегающие технологии; 
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии) и др.
_______________________________________________________________________

Это общепринятые педагогические технологии, но некоторые из них наиболее применимы к школьной дидактике. И под их разработкой стоят фамилии таких педагогов, как П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Амонашвили, Никитин и др.
Затем речь шла о  методиках дошкольного воспитания, которые рекомендованы программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Методики физического развития детей направлены на развитие личности ребенка посредством проведения спортивных мероприятий. Целью данных методик является
  развитие физических качеств;
  накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В нашем ДОУ используется методика физического воспитания дошкольников Пензулаевой Л.И.
Но введенная в программу образовательная область «Здоровье» ставит перед нами следующие задачи:
  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  воспитание культурно гигиенических навыков;
  формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Следовательно, разработка таких технологий (на основе авторских методик), как
  • «Азбука здоровья»
  • «Воспитание здорового ребёнка»
  • "Здоровый дошкольник"
  •  «Про витамины и здоровье» - помогут нам решить эти задачи.
Методики дошкольного образования, направленные на развитие речи дошкольников, дает представление о приемах и упражнениях, предназначенных для формирования связной речи дошкольников,  совершенствования звукопроизношения.
Развитие речи в дошкольном образовании играет едва ли не ведущую роль, поэтому использованию  технологий данного направления следует уделять особое внимание. В нашем ДОУ используются методика развития речи Гербовой В.В.
Современное дошкольное образование немыслимо без применения методик формирования математических представлений.  
Целью данных методик является ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами, обучение их обследованию величины и формы предметов ит.д. Дети знакомятся с понятиями «количество, величина, ориентировка в пространстве и во времени. В нашем ДОУ используется методика Помораевой И.А., Позиной В.А. по ФЭМП.
Детское дошкольное образование обязательно включает в себя творческие занятия.
Теоретическая часть методик руководства изобразительной деятельностью включает в себя информацию об особенностях творческого мышления детей, определение понятия способностей, приемы и способы обучения, позволяющие развить творческие способности ребенка. Практическая часть технологии дошкольного образования содержит описания возможных форм организации творческих занятий.
В нашем ДОУ используются методики Комаровой Т.С., Лыковой И., Малышевой, Куцаковой Л.В., которые расширяют границы для творческих проявлений детей.
Неотъемлемой частью дошкольного воспитания в детском саду является методики «Ознакомления дошкольников с окружающей действительностью»  (авторы Дыбина О.Б, Алёшина Н.В.,), экологическое воспитание.
Целью методик ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью, природой является формирование знаний о природных объектах и явлениях, воспитание бережного отношения к природе, освоение детьми навыков ухода за растениями, усвоение правил поведения на природе. В нашем ДОУ используются методики Соломенниковой О.А., Николаевой, Бондаренко Т.М.
Современное дошкольное образование помимо теоретических знаний должно давать практический опыт взаимодействия с объектами природы. Для этого в нашем детском саду создана Экологическая тропа и составлено планирование работы с детьми на «Экологической тропе» на теплый период года.
Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях является музыкальное воспитание. В нашем ДОУ используются методика музыкального воспитания Зацепиной М.Б.
Вышла за рамки образовательной деятельности образовательная область «Безопасность», направленная на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
поэтому, мы включили в «Алгоритм» воспитательно-образовательного процесса различные формы работы  с детьми в данном направлении, но анализируя календарные планы, отметили, что работа ведется не на должном уровне, поэтому на основе планирования по разделу «ОБЖ» педагогами ДОУ составлен план работы по  образовательной области «Безопасность», который поможет решать поставленные перед нами задачи программы «От рождения до школы» вне ООД.
Т.е. разработана технология «Азбука безопасности для дошкольников»  на основе методик  Стеркиной Р.Б., Саулиной Т.Ф.

Педагоги нашего детского сада для всестороннего развития дошкольников тоже активно применяют в работе с детьми образовательные технологии и методики.


Сальникова А.С. (воспитатель) – представила опыт работы по теме самообразования «Формирование самозащиты у детей при организации подвижных игр».







 Галанина М.А. (инструктор по физкультуре) – сообщение из опыта работы «Гимнастика после сна» с практическими упражнениями для педагогов на ковриках для профилактики плоскостопия у детей. (Материалы курсов «Здоровьесберегающие технологии в условиях инновационной деятельности учреждений образования»).
 


Прусова М.К. (воспитатель) – опыт работы по теме «Блоки Дьенеша – развивающая игра для дошкольников»





 
Раткина С.Г. (учитель-логопед)  – сообщение из опыта работы «Технологии работы с заикающимися детьми».




 

Белова Е.А. (педагог-психолг, педагог доп. образования) – сообщение из опыта работы «Технологии проектной деятельности».



Медведева Т.М. (учитель-логопед)  – сообщение «Влияние развития мелкой моторики пальцев дошкольников на развитие речи».

Далее была объявлена тема следующего педсовета  «Проектная деятельность, как одна из педагогических технологий, и работа над тематическими неделями, как формы организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду».
И вынесено решение педсовета.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий